Новости
7 февраля 2025

Лес – фронту: лесное хозяйство Тюмени в годы Великой Отечественной войны

688

С началом Великой Отечественной войны лесное хозяйство Тюменской области в кратчайший срок перестроилось под военные нужды. Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!» подчинял себе всех. В такой тяжёлый период в истории страны было не до лесной охраны, не до сохранения леса. Всё шло в копилку победы над врагом. Лес же являлся поистине стратегическим сырьём: из него в Тюмени изготавливались приклады для ружей и автоматов, лыжи, сани, делалась фанера для самолетов, катеров и планеров. Днём и ночью наши земляки колотили ящики для патронов и снарядов и всю необходимую тару. Работа велась титаническая, план спускался к выполнению нереально высокий. Однако сплоченные одной целью - победой над фашистами, труженики тыла свою задачу выполняли. Всё, что было необходимо для фронта, делалось и поставлялось невзирая ни на какие трудности и лишения.

Во время войны Тюменский фанерокомбинат тоже изменяет ассортимент выпускаемой продукции. В кратчайшие сроки цеха предприятия были переоборудованы под производство дельта-древесины, авиафанеры и другой продукции, необходимой фронту. Предприятие получило название «Тюменский фанерный комбинат № 15».

Война застала предприятие на пике реконструкции, начатой в январе 1941-го и завершённой уже в суровом 1942-м. Секретный приказ Наркома лесной промышленности № 243с от 3 сентября 1941 года утверждал технический проект переоборудования предприятия. Для бесперебойного снабжения Тюменского комбината сырьем выделены лесные массивы по берегам реки Туры и вдоль железных дорог Свердловск – Тюмень, Свердловск – Тавда и Свердловск – Серов. Годовая потребность в сырье определена 63337 кубических метров по березе и 10000 кубических метров по кедру. Утвержденный Наркоматом план выпуска продукции в условиях военного времени предусматривал переработку 1310 тонн специальной древесины при 5 запрессовках, 200 кубометров бакелитовой авиафанеры, 800 кубометров смоляной и 954400 клеевой фанеры, а также 200 кубометров авиационного шпона. Фронт требовал резкого увеличения поставок такого стратегически важного сырья, как дельта-древесина. Этот материал был необходим для производства самолетов ЛаГГ-3, Як-3, а позднее и для Ла-5 и Ла-7. С учетом этих требований вклад Тюменского фанерного комбината в перелом войны и общей победы приобретает в отечественной истории важное значение. Авиафанера направлялась в отдел аэродромного строительства Военно-воздушных сил Приволжского военного округа и в действующую армию. Дельта-древесина применялась при изготовлении первого советского истребителя ЛаГГ-3. Для экономии металлов и из-за отсутствия алюминия из дельта-древесины делали части фюзеляжей и крылья истребителей Лавочкина, самолетов конструкторских бюро Илюшина и Яковлева, а также некоторые детали машин. Специалисты тогда считали, что самолеты из фанеры дельта - древесины обладают большей живучестью, чем алюминиевые.

Однако завод выпускал не только сырье для авиационной промышленности, но и корпуса фугасных мин, установки ЛМ для артиллерийских систем, ящики для упаковки мин и снарядов, спички. Главное военно-инженерное управление заказало 1815 однотонных фанерных резервуаров для воды.

На завершающем этапе войны работники Тюменского фанерного комбината стали выполнять и мирные заказы. Так, для судостроительного завода «Красный моряк» из Ростова-на-Дону поставлялась древесина для восстановительных работ. Вскоре работники предприятия вместе со всеми жителями страны встретили весть о долгожданной Победе.

При написании информационных материалов использовались выдержки из статьи http://safe-rgs.ru/4082-fanernyy-kombinat-frontu-i-tylu.html